О председателе

ЛЕПЁХИН ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Учитель математики и информатики муниципального образовательного учреждения
«Средняя образовательная школа №78» города Волгограда.
Герой Труда России, Народный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Волгоградской области.

КРАСОТА МЫСЛИ

«Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов)

«Мы были втроем в палате
Госпиталя села Дергачи.
Над нами страдала мама,
Горько плача в ночи…».

«Я, Лепехин Юрий Васильевич, родился 23 сентября 1942 года практически в здании эвакогоспиталя №3299. В час ночи моя мама, Мосолыгина Мария Сергеевна, медицинская сестра госпиталя, еще старательно перевязывала раненых. В это время я настойчивыми и сильными толчками решительно заявил о своем желании увидеть этот замечательный мир. Все корпуса Дергачевской районной больницы были заняты госпиталем, кроме одного, в котором размещалась сама больница, сюда мой папа, Лепёхин Василий Петрович, и доставил мою маму.

В четыре часа радостным и жизнеутверждающим криком я оповестил всех о своем появлении на свет.

Целых четыре первых дня моей жизни радости бытия не было конца, мне было дано самое волшебное на свете – материнское молоко. Но суровая действительность военных дней, упорно и непоколебимо сражающийся за мою жизнь Сталинград потребовали иного. На пятый день моей жизни ночью раздался требовательный стук в окно: «Маруся, вставай, надо идти в госпиталь, эшелон приходит за эшелоном, и все из Сталинграда, мы все буквально падаем от усталости, не спим уже третьи сутки, там такая мясорубка, каждая пара рук на вес человеческой жизни и смерти. А ребеночка на кормление пусть тебе носит бабушка каждые три часа».

Так и поступили. Однако же  через пару дней невероятное напряжение дало о себе знать, молоко у моей матери закончилось, и пришлось бабушке кормить меня тюрей через марлю. Я от непонятно откуда взявшейся несправедливости громко плакал, бабушки (а их было у меня две) пичкали меня разными порошками, а дедушка ворчал: «Не порошки ему нужны, а пирожки, голодный он, оттого и ревет благим матом».

В этом жизнеописании первых дней – весь Лепехин. С его неистребимым оптимизмом, с глубинным природным юмором по отношению к себе и с глубоким родственным сочувствием к  чужим болям. Отсюда – и его пожизненная приверженность к своей малой родине – к  Дергачам, и его патриотические стихи, и уроки мужества, которые он регулярно проводит в своем же классе. И сбивающийся голос, когда он вспоминает в который раз – и всегда, как в первый:

«Нас с мамой, только что родившей меня, положили в палате, где лежал тяжелораненый боец. Он умер буквально через двадцать минут после моего рождения. Мама рассказывала: «Его последним проявлением жизни была улыбка тебе». «Нас спасли, мы остались живы – надо отдавать долги», — слова тех детей Сталинграда, кто встретил победный февраль 1943-го».

Это – и его слова. И его святой пожизненный долг.

 

 «Он у меня такой хороший!»

С математикой он сдружился с детства. В первую очередь, благодаря Наталье Григорьевне Дороховой.

— Это была изумительная женщина, фронтовичка, — тепло вспоминает Юрий Васильевич. — Я учился у нее в начальных классах. А потом она преподавала нам математику. Именно тогда у меня и возникла страсть к этому предмету…

Куда идти после школы – вопроса не было. Поступил в Саратовский педагогический.  Во время учебы перспективного пытливого студента, обладателя ленинской стипендии, активно  переманивал под свою крышу местный политех, но он так и остался в педе. Чтобы, по получению диплома, вернуться преподавателем в свое родное село Дергачи.

Вскоре его забрали в армию, а чуть ли не следом за ним пришел  приказ о том, что с высшим образованием служить нужно всего один год. А потом и уточнение подоспело: если солдат имеет диплом учителя, то отпустить его следует уже к 1 сентября.

— Мама к тому времени как раз переехала в Волгоград. Я написал ей, чтобы она присмотрела мне работу в школе. Она пошла в ближайшую, 78-ю, с просьбой принять сына на работу, — улыбается, припоминая,  Юрий Васильевич.  – Директор, выслушав,  удивился: «Как я его приму, если даже в глаза не видел!?» И тогда мама привела «оригинальный» для всех матерей аргумент: «Так он у меня, знаете, какой хороший!». Директор долго смеялся, но мамин «аргумент», красный диплом и ленинская стипендия сделали свое дело – пошел с кадровым предложением в районо.  Так еще во время службы в Польше на меня был выпущен приказ о приеме на работу в школу № 78.

С тех пор он здесь.  За одним и тем же столом.

 

«Понуро иду я с работы в субботу,
Зато в понедельник бегу на работу»

Более пятидесяти лет педагогического труда. Авторство шести книг (четыре по математике, одна по информатике и под названием «Земля за Волгой» — о своей малой родине). Поразительная стабильность достижений, демонстрируемая год от года на протяжении полувека. Огромная общественная работа. Высшая признательность государства…

Естественно, и о нем написано немало. И всегда  —  и  в семидесятые, и в восьмидесятые, и в девяностые, и буквально вчера — во всех местных СМИ со смесью восторга и удивления: «Как это вам удается – фактически за всю область готовить «стобалльников» по ЕГЭ?», «А правду говорят, что ваши выпускники обречены на поступление в высшие учебные заведения?»…

Вот в одной из публикаций 1997-го года юморит молодежная газета:

«Как вы думаете, что общего между новым учебником по математике, заслуженным учителем РСФСР, орденами Ленина, Почета, Трудового Красного Знамени и восемнадцатью золотыми и серебряными медалистами?

Ответ прост – учитель математики СШ №78 Юрий Васильевич Лепехин.

Характер жизнерадостный, энергичный, в меру честолюбивый, в меру странный (как у всех неординарных людей). Кредо: «Понуро иду я с работы в субботу, зато в понедельник бегу на работу». Привычки: отдыхать любит, но не умеет.

Выпустив последний «золотой и гениальный» класс, сидит дома и решает задачки повышенной трудности. Лепехин с юмором называет их «задачки знойного лета» и надеется в начале учебного года «заразить» вариантами решения свои новые 7-й и 8-й классы. Учить ребят предпочитает по своим собственным книжкам —  «Сорок пять минут с компьютером», «Математика. Экзамены впереди», учебник «Почти просто».

А вот, по истечении пятнадцати лет, тему лепехинских достижений, вернее достижений его учеников, поднимает официальный печатный орган областной региональной власти «Волгоградская правда»:

«Вдумайтесь только:  за три выпуска — 2009, 2010, 2011-й —  шесть «стобалльников»,  чего нет ни у одного учителя области, два десятка выпускников получили  от 90 до 99 баллов. А  в 2013 году сразу 16 его выпускников набрали от 90 до 99 баллов на ЭГЕ по математике и информатике, и еще четверо получили наивысшую оценку в 100 баллов.

— Как достигаются такие результаты, Юрий Васильевич?

— Наверное, потому, что у нас, учителей, появилась возможность выбора, мы этим воспользовались и создали школу физико-математического направления. Потому что объединили преподавание информатики и математики. В других школах, как правило, эти два предмета преподают два учителя.

— На ваших уроках бывают проблемы с дисциплиной?

— Такой вопрос даже не возникает. Тут можно вести речь лишь о творческой дисциплине – много ты сделал или мало. На наших уроках нет места безделью, равнодушию. Идет творческая интенсивная и интересная работа. По-моему, ученик – это  не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Я создаю на уроке мотив для творчества, и тогда никаких понуканий не требуется. Вы бы видели, как они увлекаются работой, с каким азартом решают задачи областных математических олимпиад!

Мы часто, сами того не ведая, тормозим энергию ученика, принижаем его способности. Все ученики способны, главное – разбудить их. А потому считаю, надо давать ребятам сложные задачи, решение которых находится на пределе возможностей. Вот это и есть мой основной принцип. Конечно, реализовать его в обычном классе сложно. Тут рядом с математиком сидит биолог, например. Один морщит лоб, другой скучает. Поэтому-то мы и собрали математиков в один класс. Вы знаете, мои ученики иногда находят решение более оригинальное, чем нахожу я.

— Неужели все становятся математиками или физиками?

-Недавно встретился с мамой моего ученика. Говорит, спасибо вам за сына. Я отвечаю: за что меня благодарить, если ваш Саша поступил в медакадемию. Да, верно, говорит, но вы сумели воспитать у него трудолюбие.

— Какое событие вам запомнилось за последние годы?

— Как-то сижу, проверяю экзаменационные работы 11-классников. Закончил проверку, сижу и чувствую: что-то случилось. Никак не могу понять, что же произошло? Смотрю на стопку работ – все разные, а что-то все-таки в них одинаковое. И меня осенило – оценка одинаковая! У всех до одного пятерки!

— Учебный процесс, — что это такое для вас?

— Как бы мы ни крутили, как бы ни выдумывали, учебный процесс-  это прежде всего взаимодействие ребенка и учителя. Это творческое целенаправленное сотрудничество единомышленников.

— Вам директором или завучем стать не предлагали?

— Предлагали. И не раз. 26 лет назад я на один год перешел работать завучем, но мне это не понравилось, слишком много бумажной волокиты.  Больше по душе мне все-таки работа с ребятами, непосредственно в классе. С тех пор я работаю простым учителем.

А вот – из последних публикаций, уже после того, как Юрий Васильевич отметил 75-летний юбилей:

— В свои годы вы каждый день с утра – в школе. И целый день в постоянном движении. Откуда черпаете энергию?

— Человеку должно быть трудно. Именно трудности закаляют характер. Легко катится только пустая телега. Учителю надо помнить, что каждого выпускника ожидает трудная и далеко не спокойная жизнь. И школа должна готовить к этим трудностям, воспитывая трудолюбие, настойчивость. А без личного примера это просто невозможно.  И вообще я вам так скажу:   ни один лодырь не доживает до глубокой старости. Здоровье – это соразмерная нагрузка. А при полной разгрузке организм увядает и не развивается.

 

И к ним приходят с чистого листа –
И чувств порыв, и мысли красота!

По-научно-образовательному это звучит так:

«В своей работе учитель Ю. В. Лепехин использует усовершенствованный им метод В. Ф. Шаталова, педагога-новатора из Донецка, народного учителя СССР.  Методика Лепехина – это прежде всего конспективная манера изложения и преподавания материала, а также неформальное понимание существа предмета, интерес к новациям и вера в ученика. Графические конспекты Ю. В. Лепехина отличают разные цвета, избирательно воздействующие на восприятие учащихся, и лапидарный стиль изложения.  По его словам, ценность математики в том, что она «дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения, в том, что  «будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений».

Удачной является и система обязательных задач по  курсу стереометрии для 11 класса, составленная Лепехиным Ю.В. Каждый плакат содержит блок-схему, разбор типовой задачи, подчеркивает ключевой момент темы.

Создана авторская методика работы с системой обязательных задач. Идея использования ключевых ситуаций позволяет организовать поиск путей решения задач как типовых, так и повышенного уровня сложности. Систематическое повторение курса стереометрии через систему обязательных задач позволяет успешно проводить подготовку к ЭГЕ и сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы.

А вот как это звучит по-лепехински:

— Еще в молодости побывал я в гостях у Виктора Федоровича в Донецке. И был поражен, узнав, какой каторжный труд лежит за видимой легкостью, блеском преподавания. Вернулся в Волгоград и сразу же активно включился в составление конспектов по алгебре и геометрии, мучительно искал наиболее удачную методику их применения.

Первое правило – создание мотивов. Невозможно научить человека, который этого не желает.  Здесь очень важно вызвать интерес у ученика, сделать правильный акцент на том, с чем будет связана его дальнейшая карьера, уровень зарплаты. Тогда он невольно станет соучастником процесса.

Второе – неустанная работа учителя над собой. Сегодня все общество в целом страдает от отсутствия профессионализма. Нам не хватает профессиональных врачей, техников, технологов, инженеров, программистов… К сожалению, очень многие специалисты останавливаются в своем развитии и больше не хотят учиться. А настоящий профессионал должен постоянно пополнять свои знания, стремиться к новым вершинам.

Следующий пункт – это соединение математики и информатики. Я веду два предмета. В моем случае математика помогает информатике и наоборот. Например, мы не математике изучили функцию и тут же на информатике чертим графики, видим все свойства. Благодаря такой методике виден огромный эффект  и в математике и в информатике.

Добавлю, что при объяснении материала учитель должен говорить так, чтобы его слушали. Существует целая серия приемов концентрации внимания. Это и модуляция голоса, и правильная расстановка акцентов, и умение переключать внимание.

Все это, конечно, должно идти на фоне глубочайшей любви к делу. Учитель должен быть неравнодушным, заинтересованным, иначе эффективность учебного процесса будет равна нулю.

Для меня эти предметы – алгебра, математика, информатика – сама жизнь, где зафиксирована красота человеческой мысли. Очень важно, чтобы дети в ходе получения знаний проявляли живое творчество, тогда они будут испытывать радость от процесса. Вместе со знаниями ребята получают целый комплекс умений и навыков – сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, а также личностных качеств, что не менее важно в их настоящей и будущей жизни. Задача учителя – преподавать так, чтобы дети увидели, почувствовали и полюбили стройность, глубину, красоту предмета, науки в целом.

 

Нет у него ни машины, ни дачи,
Только задачи, задачи, задачи…

Когда кто-то так, в рифму, пошутил над лепехинской занятостью, тот, отулыбавшись, продолжил в унисон строчкой из Агнии Барто: «Ну, да: есть еще кружок по фото, Только мне решать охота»…

На чужое удивление по поводу отсутствия дачи, машины и прочих «человеческих слабостей» он всегда реагирует  собственным искренним удивлением: «Все это просто не вписывается в мою жизненную программу, потому что отвлекает от главного»…

И, кстати, далеко не «только задачи, задачи, задачи» являются для него  «главным».

Эй, футбольный клуб «Ротор»!.. Видели бы вы, дорогие футболисты,  с какой самоотдачей этот великий Учитель, этот колоссальный человек переживает ваши поражения, у вас нога бы не поднялась бить мимо ворот. Он ни одного матча не пропускает с вашим участием, а вы…

А кто видел учителя литературы, решающего по вечерам задачки и примеры? Или наоборот: учителя математики, читающего литературную критику? Так вот Лепехин и здесь кого хочешь удивит. Он не только сам много читает, знает все сколько-нибудь заметные новинки, но и своим ученикам советует, что прочитать. А, бывает, на уроке Шекспира начнет декламировать.

— Я, — говорит, — не сухой, я «мокрый» математик. К тому же, что греха таить,  страстный книголюб.

Он еще в советские времена по субботам ходил в «обменники», чтобы достать хорошую книгу. На протяжении десятков лет выписывает «Книжное обозрение», следит за новинками.

За его перемещениями по общественно важным мероприятиям  даже уследить трудно. А он умудряется еще и сам их организовывать и проводить. Вот как, например, презентацию в своих родных Дергачах книги «Земля за Волгой», в которой он, автор Ю. В. Лепехин, «повествует о ратном и трудовом подвиге тружеников села Дергачи во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Очевидцы, а вернее соучастники не скрывают эмоций:

— Презентация книги «Земля за Волгой» — не привычное шоу, не стандартные высказывания, а три часа удивительного театрального действия, режиссером, оформителем и ведущим которого, совместно с дергачевскими артистами, был сам Юрий Васильевич.

Мы преклоняемся  перед полезностью этого человека – Учителя, поэта, патриота. Восхищает его честность перед памятью о матери, земляках, малой родине. Эмоциональный и патриотический эффект настолько высок, подарки настолько ценны, пожелания и рукопожатия так велики, что каждый из присутствовавших на встрече был до глубины души очарован и счастлив».

 

Шпаргалки для министерства

На официальных мероприятиях высокого уровня он никогда не играет роль свадебного генерала. И лучшей подсказкой  или оценкой действий чиновников считает четко сформулированный вопрос. Потому что вопрос куда как эффективней тормошит мысль, заставляет искать аргументы.

— Можно ли творческую многостороннюю работу учителя оценивать в баллах, как это сейчас делается при   проведении аттестации учителя?

— Какова степень научности современных школьных критериев?

— Почему сейчас, когда удалось добиться предельной объективности в проведении ЕГЭ, министерство упорно предлагает не учитывать результаты этих экзаменов при определении качества  работы учителя, школы, района, региона?

-Необходимо убрать аттестацию. Если учитель нормально работает, то его разряд (ставка) зависит от стажа. Если добился больших успехов, то присваивайте звания и награждайте. Плохо работает – увольняйте. Это унизительно – собирать бумажки, чтобы доказать, что я хороший. Неужели по работе не видно?

…Во время рабочей поездки в Москву перед тем, как зайти в кабинет министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, губернатор Волгоградской области А. И. Бочаров позвонил Ю. В. Лепехину: «Какое пожелание вы бы хотели передать министру?» Юрий Васильевич: «Нужно всячески уберечь молодых специалистов от бездумного  бумажного потока: учитель ведь не писатель, а учебное время учителя и ученика неприкосновенно».

Эту просьбу губернатор тогда передал. Ответ был таким: «Будем стараться сделать так, чтобы снизить нагрузку на учителя».

Его мнение о госэкзаменах корректирует подходы министерства:

— ГИА, ЕГЭ – эти внешние проверки важны и значимы, потому что дают объективную оценку знаний наших учеников. Может, моя «четверка» в другой школе сродни «пятерке» — как привести к общему знаменателю? Единый государственный экзамен позволяет это сделать.  Мы с коллегами прогнозировали, сколько тот или иной наш ученик наберет баллов – и что же вы думаете? – подтвердилось, словно нас кто-то подслушал. Если нет нарушений, подлогов при проведении экзамена — это как рентген. Мне очень нравится. К сожалению, всплывают негативы, о чем много начинают говорить и складывается впечатление, что все плохо и никуда не годится. А это не так. Просто должны быть четкие, однозначные критерии и правила проведения экзамена, понимание, кто и как это должен осуществлять…

А следующее лепехинское пожелание сродни клятве Гипократа. (Каждого чиновника, инспектирующего образовательные учреждения, пропускать бы через ее понимание, как через горнило):

— Воспитание – это очень индивидуально. У каждого из детей – своя боль, своя особенность, тут нет общей формулы. Просто нужно смотреть на детей с оптимизмом, не злобствовать сердцем, хотя должна быть и разумная требовательность. Но что бы мы ни сделали, в конце концов наша внутренняя нравственная позиция все равно детям передается. Если, например, я стяжатель, жестокий, злобный или не люблю людей, это от детей не скроешь. Они это чувствуют, видят в поступках, в жесте,  во взгляде. Так что если хотите чего от ребенка, начните с себя.

 

«Лепехинцы» — сегодня, «Лепехинцы» — всегда…

В соцсети «Вконтакте» есть группа под названием «Лепехинцы». Это так называемый фан-клуб, созданный учениками Лепехина, где выпускники разных лет делятся своими воспоминаниями о нем и его уроках. Далеко не каждый учитель может похвастаться таким достижением. Еще одно подтверждение, теперь – неофициальное, его народности.

Еще лет пятнадцать назад о нем с восхищением говорили мои знакомые: и бизнесмены, и политики, и учителя… Математик от Бога, настоящий Учитель!

Мы с мужем любили ходить на собрания в школу. Ведь у него все сплошь гении, умные, талантливые, креативные и т.д.

Хорошие учителя часто определяют судьбы своих учеников. Да и плохие – тоже, потому что отбивают охоту заниматься чем-то. Попасть в класс к увлеченному человеку и при этом классному педагогу – большая удача.

Многие родители готовы неделями ночевать под дверями 78-й школы ради того, чтобы их дети учились у Лепехина. У него просо бешеная энергетика, которой он щедро делится со всеми.

Но что еще более поразительно, так это то,  какие комментарии вспыхивают при обсуждении интернет-публикаций, посвященных Учителю. (И это при том, что комментарии на наших волгоградских сайтах – это еще та зубодробильня). Вот, например, о присвоении звания «Почетный гражданин Волгоградской области».

Поздравления и огромный респект!!! Справедливое присвоение такого звания неординарному педагогу от Бога!

 

Верша земные были

Президент Российской Федерации В. В. Путин (при вручении звезды Героя Труда РФ учителю математики Ю.В. Лепехину):

-Полвека Юрий Васильевич Лепехин учит ребят решать сложные математические задачи. Его ученики блестяще выдерживают самые сложные экзамены не только по точным наукам, но и, как говорил поэт, экзамены на мужество, на честность, на успех…

В. Ю. Лепехин:

— Я живу в городе, где на нас требовательно, сурово и мудро смотрит древний героический Мамаев курган. Мы прикладываем  все свои силы для того, чтобы воспитать пламенных, искренних патриотов нашей Отчизны, они так необходимы нашей Родине!  Мы будем стараться работать таким образом, чтобы всякий ученик, уходя из школы, мог сказать:

«Учили нас учителя, взъерошенных и несерьезных,
Тому, как кружится земля,  и падают на землю звезды,
Как зреют яблоки в садах, и как стихи рождают слезы,
И как о чем-то в городах тоскую белые березы.
Упрямо кружится Земля, а мы вершим земные были.
Учили нас учителя, и очень правильно учили.

Вторую половину века вершит он «земные были» на педагогическом поприще. С тем же молодым задором, с той же жаждой узнать новое. Узнать и поделиться. Взращивая в процессе взаимного обогащения красоту мысли.

А «земные были» подсовывают все новые и новые вопросы, ставят новые задачи:

— Да, жизнь диктует появление новых специалистов. Без точного расчета сегодня никуда. Тактика «на глазок» уже не работает, — довольно приглядывается к новой задаче Учитель. —  Рассмотрим на примере. Исходные данные: 100 машин, 3 базы и т.д. Один с этого имеет прибыль 100, другой 120, третий 140. Но пришел четвертый, который точно просчитал все данные, нашел закономерность и выявил функцию. Максимум функции оказался равен 160-ти. Четвертый начал действовать по этой схеме и, понятное дело, победил конкурентов. Почему так произошло? Все благодаря использованию науки. Появление новой специальности  в вузах по имени «Бизнес-информатика» есть не что иное, как глобальный путь развития взаимоотношений науки и производства…

А вообще, дорогие мои, наша страна вольно или невольно, пусть не так скоро, но будет переходить к шестому технологическому укладу, который характеризуется тем, что физика вместе с математикой, вместе с химией, вместе с биологией объединяются, и на стыке наук появляются новые перспективные направления. Сейчас необходимо преподавать так, чтобы учитывались тонкие межпредметные связи, это необычайно важно. Правда, провозгласить такой подход легко, да сделать трудно. Невероятно трудно. Важно, чтобы ученик сам стал в позу исследователя, чтобы ему самому захотелось радостно и увлеченно воскликнуть: «Эх, а как же здесь решить проблему?»…

Вглядываясь в его жизненный путь, общаясь на любую тему – от проблем образования до есенинского «Дай, Джим, на счастье лапу мне», —  даже просто когда находишься рядом, ловишь себя на мысли о том, что нет и не может быть никаких непреодолимых ситуаций  в жизни, никаких поводов для тоски и унынья, что сами  проблемы, если они и существуют на свете, то только для того, чтобы… разворачивать их как систему обязательных задач, подбирать ключевую ситуацию и с несомненной уверенностью в успехе организовывать поиск  путей решения…

И все непременно получится… В самом лучшем виде.
Такая вот она, математика по-лепехински, ведущая к  победам над числами.  И вообще – к победам в жизни.