Надежда Васильева
ст. Качалино Иловлинского района

 

                      Он не думал о подвиге, а выполнял свою работу

 

Мой отец родился 28 апреля 1917 года в посёлке Средний Икорец Воронежской области в семье железнодорожника.  В 1936  он вместе с женой – моей мамой, Ниной Дмитриевной, и своими родителями – Семёном Дмитриевичем и Ириной Ефимовной Афанасьевыми – был переведён в Арчединскую дистанцию пути.  Дедушка стал начальником дистанции пути, а отец (с 1938 года)  – машинистом маневрового паровоза. Поселились  они все вместе недалеко от станции. Жили мирно и ладно, водили небольшое хозяйство.

С началом Великой Отечественной войны Афанасьев Виктор Семёнович получил повестку в армию, но как нужный специалист был оставлен в тылу. Водил поезда от станции Арчеда через Качалино до Сталинграда, а после прорыва немцев — до станции Котлубань. Довольно часто приходилось выгружать воинские грузы вблизи передовой. Порой танки прямо с платформ вступали в бой.

Много раз поездные бригады совершали рейсы под огнём вражеской авиации.    «Бывало, едешь, — рассказывал отец – а впереди взрывы, огонь. А у меня боеприпасы, и их необходимо обязательно доставить до станции. В них большая нужда у наших солдат. Опять же раненых забрать, для них – это шанс выжить.   Кругом разорённые, разбомбленные  хутора, станции – всё в дыму, в огне.  Зачастую и рельсы искорёжены. Тогда приходилось останавливать эшелон, чтобы паровозная бригада могла устранить поломки и продолжить свой опасный путь».

Случалось так, что приходилось выполнять и сложный ремонт паровоза прямо на ходу. Однажды в пути у паровоза прогорела топка. Нужно было отцепить состав и гнать локомотив  в ближайшее депо, которое находилось в сотнях километров. Это заняло бы 3-5 суток. А бойцы на фронте ждут боеприпасы, раненые – помощи.  Как поступить?  Отец вспоминал: «Решили ремонтировать паровоз на ходу. Помощник машиниста вёл состав на малой скорости, притушили котёл. Мне пришлось надеть ватники, примотать их к телу, ногам  и, облившись водой, лезть в топку. Когда становилось очень жарко, не хватало воздуха, выбирался из топки, чтобы отдышаться.  И снова окатывался водой и лез в топку». Так отец делал несколько раз, но поломку всё же устранил.  На ремонт у него ушло несколько часов вместо нескольких  суток. За этот героический поступок папу наградили знаком «Почётный железнодорожник». Отец очень гордился этой наградой.

За свой вклад в победу советских войск под Сталинградом  Афанасьев Виктор Семёнович был награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За победу над Германией».

После войны Виктор Семёнович продолжал работать машинистом до выхода на пенсию в 1972 году.

Несмотря на войну и тяжелое послевоенное время, он всегда оставался неунывающим,  весёлым и заботливым  мужем, отцом, другом. Шутил, знал много стихов и весёлых историй. Всегда мог расположить к себе людей.

Папы не стало 2 февраля 2005 года в день 62-й годовщины освобождения Сталинграда от фашистов. Прошло уже много лет, но с нами до сих пор его шутки, стихи. Вечная ему память.